+7 (925) 285-03-99

 

mos.expertgroup@bk.ru

Правовые аспекты применения полиграфа

 Юридическую предпосылку для проведения полиграфных проверок дает статья № 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В основу разработки этой инструкции был положен опыт работы полиграфологической службы США. В 1996 году Федеральная служба налоговой полиции ввела в действие инструкцию «О порядке применения специальных психофи- 

зиологических исследований федеральными органами налоговой полиции». В ней, в частности, говорится: «Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования)».
    В 1999 году была утверждена инструкция по применению полиграфа и в Министерстве обороны «Инструкция о порядке применения обследования с помощью полиграфа в отношении контактов о прохождении военной службы (трудовых договоров) и при допуске к государственной тайне». Она регламентировала только кадровые проверки.
Введение перечисленных инструкций - явление прогрессивное и долгожданное. В то же время все они носят узковедомственный характер. До сих пор отсутствует документ, регламентирующий применение полиграфа в негосударственных структурах. В России прямое законодательное регулирование использования полиграфа в деятельности государственных и коммерческих структур отсутствует. Опрос с использованием полиграфа (ОИП) опирается на ведомственные корпоративные акты, регламенты, инструкции.

     В декабре 2010 года была предпринята очередная попытка регламентировать проведение полиграфного опроса. Анализ российского законодательства дает повод утверждать о наличии серьезных оснований использования полиграфа в частном секторе. В частности, Министерство юстиции России проводило правовую экспертизу соответствующих нормативных документов, касающихся применения ОИП, в результате чего, начиная с 1993 года, ОИП получили от министерства юстиции «право гражданства».

     Следовательно, можно констатировать, что сегодня не существует каких-либо правовых барьеров для широкого применения проверок на полиграфе в интересах кадрового отбора, частного сыска, в судебно-экспертной сфере.

   Согласно ныне действующему ТК РФ, работодатель имеет право вводить ограничения или делать предпочтение при приеме на работу, исходя из требований, свойственных определенному виду труда или служебной деятельности. Кроме этого, ТК РФ предоставляет право работодателю собирать персональные данные работника - информацию, касающуюся конкретного работника и необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (Глава 14, ст. 85-90). В  этой  же  главе впервые  вводится  понятие  персональных данных (ФЗ "О персональных данных от 26.07.2006  № 152-ФЗ)

работника, дается определение процедурам обработки данных (ст. 85 ТК РФ): «Персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных работника - получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника». Сюда же можно отнести и данные, полученные с помощью тестирования на полиграфе. Вместе с тем в ст. 86 ТК РФ (п.п.1, 3, 4, 5, 8) установлены ограничения в постановке вопросов, касающихся политических, религиозных убеждений, частной жизни, ответы на которые работодатель получает с помощью обработки персональных данных. ТК РФ предусматривает добровольность предоставления работником таких данных, ознакомление с ними, письменное согласие на передачу таких данных работодателю, запрещение получать такие данные через третьих лиц без письменного согласия работника.

   Согласно комментарию к новому Трудовому кодексу РФ, метод тестирования (которым, по сути, и является проверка на полиграфе), признается одним из современных методов организации подбора и расстановки кадров (глава 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»). Поэтому, в должном соответствии с ТК является включение в Трудовой договор положения о том, что работник «обязан активно содействовать проводимым работодателем служебным разбирательствам и, в случае необходимости, проходить опрос с использованием полиграфа».

  Итак, внесение указанных выше положений в трудовые договоры и локальные правовые нормативные акты делают применение опроса с использованием полиграфа (ОИП) государственными и негосударственными пользователями вполне приемлемым в рамках действующего отечественного законодательства.

   27 декабря 2010 г. в базе законопроектов Госдумы появился проект "О применении полиграфа". Законопроект разрешает использовать полиграф при приёме на работу или при расследовании уголовных дел, но только при добровольном письменном согласии. Кроме того, имеется перечень лиц, которых не следует подвергать такой проверке. Но есть некоторые поправки - кандидаты на работу в силовых или государственных структурах будут обязаны пройти такую проверку.

"Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение, но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека."

Лев Николаевич Толстой

+7 (925) 285 - 03 - 99

mos.expertgroup@bk.ru

Ваше сообщение отправлено

+ 7 (925) 285 - 03 - 99

Контакты

Яндекс.Метрика