Ошибки, допускаемые при найме персонала на должности с высокой материальной ответственностью, не редко приводят к серьезным потерям. Данные зарубежных отраслевых ассоциаций, и руководителей крупных торговых сетей подтверждают перспективность тестирования с применением полиграфа.
Главные требования к методикам, применяемым в процессе отбора кандидатов, формулируются достаточно кратко. Процедура должна обеспечить необходимый профессиональный уровень будущего менеджера, а также надежную фильтрацию лиц, склонных к хищениям, махинациям, к криминальным связям и т.п.
В конечном итоге вакансию должен получить кандидат, который создаст в зоне своей ответственности среду, максимально препятствующую любым видам потерь. Для отбора таких специалистов применяются различные методы оценок.
Субъективные и объективные методы
Все методы, применяемые в ходе отбора кандидатов, можно условно разделить на субъективные и объективные. Субъективные методы основаны на личной интерпретации сведений, полученных от кандидата. В настоящий момент применяется несколько вариантов, отличающихся способом получения информации:
- интервью (case-интервью, проективное, стрессовое, brainteaser-интервью и др.);
- собеседование;
- анализ отзывов, рекомендаций;
- анкетирование.
У всех перечисленных процедур есть один серьезный общий недостаток. Решение в них выносится на основе субъективных оценок. Можно сколь угодно совершенствовать технику интервью, запрашивать какие-угодно отзывы, но человек не может быть беспристрастен и личностные мотивы проверяющего всегда будут влиять на результат. Если учесть, что современная HR-практика стремится к максимальному снижению такого влияния, то становится понятен рост интереса к объективным методикам.
Объективные методы
К объективным методам следует отнести процедуры, где результат оценки не зависит от личностных установок проверяющего. Надо признать, что таких методов совсем немного и объективность их в значительной мере условна:
- центр оценки персонала (assessment center);
- тестирование с оценкой по фиксированному алгоритму.
Один из этих методов применяется давно, и уже стал традиционным. Это всем хорошо знакомое тестирование. Метод достаточно объективен, если обработка теста происходит по фиксированному алгоритму, и результат зависит только от ответов кандидата. К сожалению, такое тестирование дает хороший результат при оценке знаний кандидата, каких-то профессиональных показателей, но при исследовании моральных качеств сумма набранных баллов — ненадежный критерий.
С учетом этого при отборе на должности с высоким уровнем материальной ответственности крайне важно быть уверенным, что соискатель не лжет. Максимальную уверенность в этом вопросе дает тестирование с применением детектора лжи.
Тестирование с применением детектора лжи
Детектор лжи, он же полиграф – это техническое средство, используемое при проведении инструментальных психофизиологических исследований для синхронной регистрации параметров дыхания, сердечно сосудистой активности, электрического сопротивления кожи, а также при наличии необходимости и возможности, других физиологических параметров с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде, предназначенном для оценки достоверности сообщенной информации. Идея применить детектор лжи при найме персонала (скрининг) возникла практически сразу после его создания. Начало было положено еще в 1930 году, когда один из разработчиков полиграфа Леонард Килер подписал контракт на проверку сотрудников банка с Lloyds of London. В настоящее время в США, Европе тестирование на полиграфе широко используется при наборе сотрудников в полицию, военные ведомства и специальные службы.
Проверка соискателя вакансии на полиграфе позволяет определить, дает ли кандидат достоверную информацию о себе, скрывает ли он что-либо, а также выяснить, готов ли он внутренне к противоправным действиям.
Следует отметить важный момент. Тестирование при найме принципиально отличается от практики правоохранительных органов. В процессе рекрутинга не ставится задача выявить, как нарушал кандидат закон в предыдущей трудовой деятельности. Результат тестирования не ведет к каким-то юридическим последствиям.
Работодателю достаточно установить, что испытуемый лжет или что-то скрывает, отвечая на вопросы. При отборе кандидатов на должности с высокой финансовой ответственностью этого вполне достаточно для отказа или повторного тестирования.
Скрининг с применением полиграфа в России и за рубежом
В США, Европе, ряде стран Юго-Восточной Азии тестирование на полиграфе при наборе в силовые ведомства и отдельные государственные организации стало обычной практикой.
Ситуация с наймом в частные компании выглядит иначе. В ряде стран практикуется свободное применение полиграфа при скрининге, но есть страны, где такое предусмотрено только для отдельных видов деятельности. Например, в США соответствующий список определен The Employee Polygraph Protection Act (EPPA) от 1988 г.
В глобальном разрезе анализ деятельности зарубежных отраслевых ассоциаций показывает, что тестирование на полиграфе уже широко применяется при найме персонала. Причем детектор лжи применяется как для проверки кандидатов, так и защиты работодателя от обвинений в дискриминационных отказах.
Точность проверки на полиграфе
Применение проверки на детекторе лжи сразу же ставит вопрос о ее точности. В качестве ответа можно привести данные сайта The American Polygraph Association (APA), на нем указывается, что эксперты APA гарантируют точность выше 90%. По информации British and European Polygraph Association (BEPA) точность колеблется в диапазоне 90% — 95%, данные последних исследований позволяют говорить о тестировании на полиграфе с точностью 98%, об этом сообщает.
Полиграфы в России
В России ФЗ «О применении полиграфа» еще не принят, поэтому любое его применение имеет только добровольный характер. Официально нельзя обязать работника или кандидата на должность пройти опрос с применением на полиграфе. Тем не менее, детекторы лжи постепенно находят все большее применение в ритейле, в том числе и при рекрутинге.
Если брать в целом по России, то исследования дают следующую картину.
Девять процентов положительных ответов свидетельствуют о растущем интересе российского рынка к новой технологии.
В сложившихся обстоятельствах услуги по проверке на полиграфе могут предлагать либо специализированные центры, либо крупные компании, предлагающие услуги в сфере оказания услуг по подбору персонала, а также компании деятельностью которых является предоставление услуг в области интсрументальной детекции лжи.